Вот уже более ста лет, начиная с 1916 года, гора Пайкс Пик в центральной области США, в штате Колорадо, становится местом проведения авто-мото гонок, где задачей является быстрее всех подняться на вершину горы. Участники выполняют заезд по одному, а уже время каждого, затраченное на всю дистанцию, определяет победителя. Старт находится на высоте 2862 метра над уровнем моря, а финиш — на высоте 4301 метр. Трасса изобилует всевозможными крутыми виражами и «слепыми» поворотами. Шансов на исправление ошибок здесь просто не дано, ведь практически нет никаких ограждений, только деревья, горная порода и отвесные склоны, которые зачастую не видны издалека и появляются лишь после резких поворотов. А если перед таким поворотом идёт длинная прямая, где просто необходимо ехать максимально быстро, чтобы выиграть время. Вот и получается одна из самых опасных комбинаций трассы в автоспорте. Чтобы победить на Пайкс Пик или хотя бы проехать уверенно, надо знать дорогу наизусть, а она между прочим состоит из 156 поворотов и составляет 19,99 км. в длину. Соревнование символически назвали «Гонкой в облаках», что особенно соответствует действительности, когда автомобиль мчится на верхних заключительных спецучастках. В ранний период проведения гонки трасса была гравийная, причём такой она оставалась и в 1980-е годы в эпоху появления сверхбыстрых раллийных машин. Затем её частично закатали в асфальт, ну а с 2011 года дорога Пайкс Пик полностью покрыта асфальтом. За всю историю этих соревнований в них участвовало множество гоночных машин и некоторые стали поистине легендарными представителями Чемпионата Пайкс Пик. Вот 6 таких автомобилей:
Audi Sport Quattro S1 Pikes Peak. В начале 1980-х в ралли появилась новая соревновательная категория — группа Б, автомобили которой совершили настоящий прорыв в автоспорте. Машины группы Б устанавливали новые рекорды скорости и мощности, однако из-за нескольких серьёзных аварий группу Б вскоре закрыли, но спорткары столь экстремального класса не канули в небытие. Усиленные модификации некоторых из них продолжили участие в других ответвлениях раллийного спорта, например, в затяжной гонке Пайкс Пик, где как раз и проявились все их плюсы. Одним из ярчайших представителей группы Б является Audi Quattro. Автомобиль уникален тем, что стал первым полноприводным спорткаром в ралли, значительно превосходящим по началу всех своих соперников на большинстве чемпионатов. Эра самых мощных раллийных машин с приводом на все 4 колеса началась именно с Audi Quattro. Естественно, что спецверсия — Audi Sport Quattro S1 успешно выступала и в «Гонке в облаках». Спорткар, оснащённый двигателем мощностью 600 лошадиных сил, был лучшим в середине 80-х. Немецкий пилот Вальтер Рёрль установил на нём рекорд того времени — 10 минут 47.85 секунд.
Peugeot 205 T16 Pikes Peak. Ещё один представитель группы Б. Peugeot 205 T16 был создан для борьбы с Audi Quattro и Lancia 037, которые занимали ведущие позиции в ралли. Полноприводный французский спорткар изобиловал передовыми технологиями и свирепой мощностью. Четырёхцилиндровый 1,8-литровый двигатель, расположенный ближе к центру, дополнялся огромной турбиной Garret и развивал 350 лошадиных сил. Более поздний вариант — 205 T16 Evo II усилили ещё больше с одновременным снижением веса автомобиля. Так при весе 910 кг. двигатель «Льва» выдавал уже 450 л.с. Плюс ко всему доработали и аэродинамику кузова, установив огромное антикрыло и спойлер спереди. Необычность истории машины заключается в том, что в группе Б ей удалось превзойти Audi и доминировать во многих чемпионатах, но вот в гонке Пайкс Пик усиленная версия Audi была всё таки лучше и спецмодель Peugeot не побила её рекорды. Проанализировав все плюсы и минусы 205-го, инженеры компании Peugeot решили создать новый автомобиль.
Peugeot 405 T16 Pikes Peak. Является эволюционной моделью и преемником знаменитого Peugeot 205 T16. Изначально автомобиль готовили к участию в группе Б, но после того, как группу закрыли, его переориентировали для других видов автоспорта, в частности, для гонки Пайкс Пик. Хотя на «Гонке в облаках» он всё равно бы появился в любом случае, так как для победы над Audi необходим был новый суперавтомобиль. Таковым и стал Peugeot 405 T16. 900-килограммовый, 600-сильный монстр победил всех соперников. Финский автогонщик Ари Ватанен в 1988 году установил на нём рекорд — 10 минут 47.22 секунды. Исторический заезд запечатлел французский режиссер Жан-Луи Мюрей, снявший короткометражный фильм Climb Dance (Танец восхождения). 5-минутный клип в последствии удостоили премиями на нескольких кинофестивалях.
Suzuki SX4 Hill Climb Special. 10-минутный рубеж лучших результатов долгое время оставался непреодолимым на трассе Пайкс Пик, пока в 2011 году его не превзошёл японский гонщик Нобухиро Таджима по прозвищу «Монстр» на специально подготовленном автомобиле Suzuki SX4 Hill Climb Special. Кстати, спорткар тоже прозвали «Монстром» в честь японского рекордсмена, установившего на нём лучшее на тот момент время 9 минут 51.58 секунды. Нобухиро Таджима уже не первый год выигрывал «Гонку в облаках» и в 2011-м улучшил своё же достижение, правда первоначальный его рекорд составлял 10 минут 1.41 секунды, то есть за пределами отметки в 10 минут. Monster Sport 2011 был разработан с учётом концепции малого лобового сопротивления и высокой прижимной силы и прошёл многочисленные испытания в аэродинамической трубе. Спорткар оснастили 3-литровым двигателем Twin Turbo Monster Special мощностью 910 лошадиных сил. Ну а чтобы болид ненароком не взлетел на горных участках Пайкс Пик из-за своих экстремальных характеристик, на него установили огромное антикрыло и массивный передний сплиттер с боковыми панелями. Передняя аэродинамическая конструкция напоминает ковш экскаватора, а заднее антикрыло поражает своими размерами, зато благодаря таким дополнениям инженеры достигли повышенной прижимной силы, которая просто необходима на возвышающейся трассе Пайкс Пик.
Электрокар e0 PP03. Развитие автомобильных экологически чистых технологий идёт полным ходом. И вот уже электрокары повзрослели настолько, что готовы на равных тягаться с традиционными машинами в автоспорте. И не просто тягаться, а побеждать их. Пример тому, полноприводный электрический гоночный болид e0 PP03 латвийской компании Drive eO, который в 2015 году стал первым электрокаром, выигравшим гонку Пайкс Пик. На прототипе установлены шесть моторов YASA-400, развивающих суммарную мощность в 1386 лошадиных сил с максимальным крутящим моментом 2160 Нм. Максимальная скорость составляет 260 км/ч, вес электромобиля — 1150 кг. Исторический заезд на e0 PP03 выиграл неоднократный участник «Гонки в облаках» Рис Миллен. Кстати, на электрокаре Рис Миллен побил рекорд своего давнего соперника Нобухиро Таджимы, установленного им в 2011 году, а ведь именно в тот период Миллен и Таджима зарубались на Пайкс Пик по полной программе, но Таджима всё таки победил. И вот, спустя несколько лет, Миллен уже на электрическом спорткаре сумел превзойти достижение «Монстра», проехав трассу за 9 минут 7.2 секунды. Сам же Таджима в этот раз стал вторым. Он также ехал на электрокаре — Tajima Rimac E-Runner Concept One, разработанным его компанией.
Peugeot 208 T16 Pikes Peak. В каждом виде спорта есть особо выдающиеся чемпионы, чьи рекорды остаются на долгие годы. В гонке Пайкс Пик одним из таких является французский раллийный автогонщик Себастьен Лёб, который в 2013 году установил абсолютный рекорд трассы — 8 минут 13.878 секунды. Результат просто поразительный! Лёб пилотировал феноменальный спорткар — Peugeot 208 T16, разгоняющийся до сотни всего за 1,8 секунды! Автомобиль обладает удивительными характеристиками: при весе 875 кг, 3,2-литровый двигатель V6 с турбонагнетателем развивает 875 лошадиных сил. До 200 км/ч Peugeot 208 T16 разгоняется за 5 секунд, а до максимальной скорости в 240 км/ч — всего за 7 секунд. Раллийный снаряд промчался по трассе Пайкс Пик словно истребитель, а компания Peugeot вновь, как и много лет назад, стала лидером гонки.
Заезд Ари Ватанена 1988 на Peugeot 405 T16 Pikes Peak
Заезд Нобухиро Таджимы 2011 на Suzuki SX4 Hill Climb Special
Заезд Себастьена Лёба 2013 на Peugeot 208 T16 Pikes Peak
Заезд Риса Миллена 2015 на электрокаре e0 PP03