Раллийные монстры группы Б: Peugeot 205 T16

Peugeot 205 T16 раллиРаллийные гонки представляют собой автомобильное соревнование, в котором необходимо как можно быстрее преодолеть определённый маршрут (спецучасток — СУ), разделённый контрольными точками. Ралли, как правило, проходят на дорогах общего пользования, а автомобили, участвующие в этих состязаниях, могут быть модифицированными, чтобы соответствовать повышенным требованиям гонок, или же построенными специально для ралли.

Сегодня речь пойдёт об истории создания знаменитой группы Б — самой быстрой и опасной категории в ралли, а также об автомобиле Peugeot 205 T16, ставшим одним из ярчайших представителей этого класса.


К концу 1970-х популярность раллийных гонок шла на убыль. Устаревший технический регламент ограничивал производителей в их стремлении создавать всё более мощные и технологичные автомобили. Предельная мощность двигателя, установленная правилами, составляла 250 л.с., что к тому времени уже не было чем-то сверхвыдающимся для моторных видов спорта. Однако по-другому  было нельзя, ведь классический вариант раллийного заднеприводного автомобиля, при слишком большом крутящем моменте, не способен нормально преодолевать гравийные или заснеженные спецучастки, колёса будут просто пробуксовывать, к тому же значительно ухудшается управляемость.

Audi Quattro группа БЧтобы вернуть былую популярность ралли, руководители Международной автомобильной федерации FISA (ныне FIA) решили кардинальным образом изменить правила. Теперь к гонкам допускались и автомобили с полным приводом. Уже тогда многие понимали, что с этим решением в ралли начнётся новая эра скорости и мощи. Однако по-началу большинство компаний всё также делали ставку на привычный задний привод, считая полный привод не пригодным для гонок из-за сложности и массивности конструкции. Первым производителем, рискнувшим выпустить на старт полноприводный спорткар, стала Audi. Компания создала, инновационный по тем временам автомобиль — Audi Quattro, который перевернул все представления о скорости в данном виде автоспорта и доказал, что полноприводная машина может прекрасно преодолевать раллийные спецучастки. Уже в одном из первых соревнований экипаж Ханны Микола на Audi Quattro, участвовавший вне зачёта, обошёл победителя на целых девять минут, что по меркам ралли, где зачастую всё решают секунды, является удивительным результатом!

Следующим важным шагом к созданию знаменитой группы Б, которую позднее назвали «Золотой эрой ралли», стало решение FISA смягчить требования к автомобилям-участникам. В числе Audi Quattro S1разрешённых совершенствований, способных вывести машины на новый уровень скорости, появилась свобода изменений двигателя, трансмиссии и подвески. Это стало предвестником появления специальной категории, в которой сверхбыстрые раллийные автомобили смогли бы соревноваться между собой. А дальше, что называется, понеслось. Так как теперь разрешалось использовать композитные материалы кузова, новые машины выглядели куда спортивнее, чем прежде. Всего за пару лет мощность раллийных двигателей превзошла отметку в 400 л.с. и в 1982 году FISA объявила о введении в мировом ралли особой группы Б с достаточно свободным техническим регламентом, означавшим в буквальном смысле: «делайте всё, что считаете нужным, лишь бы машины ездили быстрее». Замечу, что именно группа Б вернула популярность ралли. Зрители в огромном количестве приходили посмотреть на заезды беспредельных монстров, проносящихся с невероятной скоростью, взлететь которым не позволяли только огромные антикрылья, создающие прижимную силу. Кроме того, группа Б стала настоящим технологическим прорывом в мире автоспорта, открыв новые пути развития.

Lancia 037Одним из первых автомобилей группы Б, созданным специально для этого класса, стала Lancia 037 — главный соперник Audi Quattro. Основным отличием Lancia 037 от Audi являлось то, что автомобиль был заднеприводным. Машина создавалась чисто в спортивных целях со всевозможными расчётами, лёгким кузовом из композитных материалов, расположением двигателя и другими нюансами, и инженерам удалось добиться сочетания повышенной мощи (265 л.с. — 325 л.с.) с заднеприводной компоновкой. Плюс ко всему Lancia оказалось более надёжной технически. Однако полноприводные Audi Quattro были быстрее на трассе, что немудрено, ведь схема с четырьмя ведущими колёсами оправдалась в условиях возросшей мощности. Соперничество этих двух марок происходило с переменным успехом. В 1983 году, несмотря на доминирование Audi на отдельных этапах, победу в кубке конструкторов всё же одержала итальянская компания.

Основная конфронтация могла бы так и остаться между Audi и Lancia, не появись на горизонте новый лидер. Компания Peugeot (Пежо) проанализировала технические проблемы Audi и недостатки Lancia и создала своего монстра, способного превзойти предыдущих победителей. Таким Peugeot 205 T16автомобилем стал Peugeot 205 T16. К слову сказать, что в начале 1980-х Peugeot была на грани банкротства и новая модель удивительным образом спасла компанию от закрытия. Кроме своих раллийных успехов, Peugeot 205 продемонстрировал ещё одно достижение, войдя в десятку самых массовых автомобилей XX века. Необычным совпадением во всей этой истории является то, что именно Peugeot была пионером раллийных гонок, а много лет спустя успех в ралли вернул имидж компании, что стало новой отправной точкой в её развитии.

Раллийная версия Peugeot 205 дебютировала в группе Б в 1984 году, всего через год после выпуска серийной модификации. Полноприводный спорткар изобиловал самыми передовыми технологиями того времени. Четырёхцилиндровый 1.8-литровый двигатель, расположенный ближе к центру, дополнялся огромной турбиной Garrett и развивал мощность в 350 л.с.

Наиболее ярким примером превосходства 205 Т16 стала победа Ари Ватанена в ралли Монте Карло, где его Peugeot опередил ближайших соперников в лице Audi на целых 8 минут! Peugeot 205 T16 group BУбедительные победы продолжились и в следующих этапах: в ралли Швеции и Португалии. А вот заезд в Африке неожиданно оказался крайне сложным. Из-за технических проблем французская команда не смогла составить серьёзную конкуренцию другим участникам. Стало ясно, для песка машина ещё не готова, необходимы улучшения. Зато на Сафари ралли прекрасным образом себя проявила Toyota, выставив автомобиль, отлично подготовленный для тяжёлых африканских спецучастков, что сделало её лидером в этом зачёте.

Спустя некоторое время Peugeot модернизирует своего зверя, в результате чего появляется модель 205 Turbo 16 Evo II. Существенно доработан двигатель, мощность которого достигла 450 л.с., а также аэродинамика автомобиля. Кузов теперь дополнялся огромным антикрылом и спойлерами спереди, создающими прижимную силу, которая просто необходима при увеличении мощности машины. Вес спорткара снижен до 910 кг, что позволило ему лучше разгоняться даже на гравийных участках. Новые достижения «Льва» не заставили себя долго ждать. Серия побед в Peugeot 205 Turbo 16 Evo IIралли Греции, Новой Зеландии, Аргентины, Финляндии и Кот-Д’Ивуар показала, что 205-й по-прежнему лидирует. В 1985 году Peugeot доминировал в чемпионате и даже серьёзная авария Ари Ватанена не помешала его напарнику по команде Тимо Салонену выиграть титул чемпиона.

Технологический прорыв группы Б был ошеломительным, популярность ралли выросла до невиданных масштабов. FISA уже планировала создание группы S, в которой компании смогли бы разрабатывать специальные болиды для участия в ралли, но после трагических аварий, произошедших в 1986 году, группу Б закрыли. Так закончилась история самой быстрой и опасной категории в раллийных гонках.

Несмотря на свою скоротечность, группа Б оказала огромное влияние на развитие автоспорта. Технологии, использованные для создания экстремальных машин не канули в небытие, их применили в производстве спорткаров, участвующих в ралли-рейдах или затяжных заездах по типу Пайкс Пик (Pikes Peak). Например, появившийся уже после закрытия группы Б Peugeot 405 Turbo 16, который являлся улучшенной версией всё того же 205 T16, одержал победу в ралли «Дакар» и установил рекордное время в гонке Пайкс Пик. Клип заезда Ари Ватанена на Пайкс Пик 1988 стал одним из лучших в жанре автоспортивных видео.

 

 

Заезд Ари Ватанена на Пайкс Пик (1988)

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

*


ВверхВверх