В большинстве самых древних культур Земли музыка и танцы занимали важное значение. В современном мире в этом отношении ничего не изменилось и даже более того, влияние различных музыкальных направлений и танцев на человеческую культуру стало ещё более масштабным, чем раньше. Всё это говорит о том, что такого рода психологическая разгрузка и отдых просто необходимы человеку для улучшения качества жизни. При этом позитивное действие может не заканчиваться только хорошим настроением и бодростью. У людей, серьезно занимающихся танцами или музыкой, меняется структура мозга, обеспечивающая развитие необходимых навыков.
Учёные из Международной лаборатории мозга, музыки и звуковых исследований Университета Конкордия в Монреале (Канада) решили проверить, может ли музыка или танцы влиять на работоспособность мозга и как они соотносятся друг с другом.
Предыдущие исследования показали, что музыкальное обучение с самого раннего возраста может вносить изменения в структуре мозга. В обзоре 2014 года, опубликованном на сайте MDPI в разделе Наука мозга (Brain Sciences) учёные пришли к выводу, что музыкальное образование влияет на отчётливые изменения в соединении между двумя полушариями мозга (мозолистое тело). Тем не менее, на тот момент мозг танцоров был изучен менее подробно.
При том что эти навыки включают интенсивные тренировки, танец фокусируется на интеграции зрительной, слуховой и двигательной координации, в то время как музыкальность в первую очередь концентрируется на слуховую и двигательную информацию.
В исследовании учёные использовали высокотехнологичные методы визуализации, чтобы сравнить эффекты танца и музыкального образования на структуру белой материи у специалистов в этих двух дисциплинах. Затем они изучили взаимосвязь между профессиональной подготовкой и мозговыми изменениями, влияющими на развитие тех или иных способностей.
«Мы обнаружили, что танцоры и музыканты заметно отличались по структуре белого вещества, в том числе в сенсорных и моторных зонах, как на начальных, так и на высших когнитивных уровнях обработки,» говорят учёные Университета Конкордия. В частности, танцоры показали более широкие соединения пучков волокон, связывающих себя, а также более широкие пучки волокон, соединяющие два полушария мозга в тех регионах, которые обрабатывают сенсорную и моторную (двигательную) информацию. В отличие от этого, у музыкантов оказались более прочные и когерентные пучки волокон в тех же самых путях.
«Это говорит о том, что танцы и музыкальное обучение влияют на мозг в противоположных направлениях, увеличивая глобальную связанность нейронов при танцевальной подготовке, а также укрепление конкретных путей в музыкальном обучении,» объясняют учёные. «В то время как танцоры тренируют всё тело, что имеет более масштабное действие для коры головного мозга, музыканты сосредотачивают своё обучение на некоторых конкретных частях тела, таких как руки, пальцы или рот, которые имеют меньшее воздействие на перемены в головном мозге.»
«Исследование имеет большой потенциал для развития систем лечения и реабилитации пациентов,» говорят учёные. «Понимание того, как танец и музыка влияют на мозговую деятельность, позволит выборочно использовать их при лечении заболеваний, связанных с этими конкретными областями мозга.»
Интересно, что по мозговой структуре танцоры и музыканты отличались друг от друга больше, чем по сравнению с контрольной группой обычных людей без музыкального или танцевального образования. Вот насколько мощное и в то же время разное воздействие оказывают эти два направления.