Соревновательный бодибилдинг мирового уровня негласно разделён на три больших этапа, которые характеризуют его развитие в разные годы. До 1960-70-х бодибилдинг ещё только набирал обороты и становился всё популярнее. Атлеты в те годы открывали для себя новые упражнения и методы тренировок различных групп мышц, благодаря чему их форма постепенно достигала всё более внушительных габаритов. В 60-е годы двадцатого века культуризм совершил значительный прорыв, чему во многом способствовало появление турнира Мистер Олимпия, где соревновались лучшие бодибилдеры. Состязания высочайшего ранга стали прекрасной демонстрацией того, чего можно достичь с помощью регулярных тренировок в тренажёрном зале. Атлеты выглядели словно титаны из греческих легенд. Такой внешний вид был в диковинку в ту пору, что и стало отличной рекламой нового спортивного движения. В 1970-е годы бодибилдинг уже являлся очень популярным видом физической активности. Парадокс заключается в том, что его рассвет пришёлся на период тогдашней громкой моды на образ жизни в стиле хиппи. Являясь полной противоположностью этой моды, бодибилдинг предлагал абсолютно другой и более здоровый путь, где человек развивается в физическом и психологическом смысле. Многим людям это понравилось, благодаря чему в тренажёрных залах начался бум посещаемости, а из хардкорного соревновательного культуризма постепенно стал проявляться более лёгкий вид тренинга — фитнес. В качестве поддержания физической формы и укрепления здоровья фитнес подходит как раз для большинства. Однако и соревновательный культуризм продолжал развиваться, ведь 1970-е годы явили миру новых чемпионов, эталонные стандарты которых закрепились в бодибилдинге на долгие годы, а по части баланса, симметрии и пропорций они остались непревзойдёнными и поныне. 70-е годы двадцатого века по праву считаются Золотой эрой в соревновательном культуризме. 80-е годы продолжили успех, бодибилдеры достигли уже более внушительных габаритов и рельефа мышц, но общие пропорции ещё выглядели практически также, как и раньше. 1990-е являются началом этапа монстров массы — третьим периодом в развитии бодибилдинга, который продолжается и сегодня. Культуристы стали гораздо больше, чем несколько десятилетий назад, но всё это и есть неотъемлемая часть прогресса, ведь сама суть культуризма, в особенности профессионального, заключается в увеличении мышц и из года в год достигаются новые результаты.
В каждую из эпох на сцене Олимпии появлялись свои герои. В 1970-е одним из лучших культуристов был выдающийся итальянский атлет Франко Коломбо.
Франко Коломбо родился в 1941 году в Италии, на острове Сардиния. В юные годы он серьёзно занимался боксом и даже стал чемпионом Италии по боксу среди любителей. Однако со временем перешёл к регулярным тренировкам с железом, в которых добился таких же впечатляющих результатов и более того, установил различные рекорды. При невысоком росте в 166 см и достаточно некрупных габаритах Коломбо на равных соревновался в поднятии тяжестей с гораздо более физически мощными силачами. А для своего веса в 85 кг он поставил рекорды мира во всех трёх движениях пауэрлифтинга: жим штанги лёжа — 238 кг, приседание со штангой — 297 кг, становая тяга — 341 кг. Своими достижениями Франко Коломбо наглядно продемонстрировал, что культурист может быть очень сильным и наряду с прекрасным развитием мышц обладать чисто силовыми атлетическими качествами.
В плане бодибилдинга Коломбо также добился отличных результатов. Наряду с титулом Мистер Вселенная он является обладателем и двух титулов Мистер Олимпия (1976, 1981). В 1970-е годы спортсмен стал одним из самых сильных культуристов соревновательного уровня. Уступая многим другим чемпионам в росте, Коломбо зачастую превосходил их в общем качестве мышц, их рельефе, проработанности и развитии некоторых мышечных групп. Ему практически не было равных в развитии грудных мышц, особенно верха, выделяющегося даже больше, чем средняя область (!), и широчайших. Про феноменальный верх грудных Коломбо ходили самые разные легенды. Многих интересовало, как он сумел их так раскачать? Сам же атлет никогда не скрывал своего метода. По словам Франко, основной секрет заключается в том, что он использовал другой угол наклона скамьи, чем большинство культуристов. Как правило, все тренируют верх грудных на наклонной скамье под углом 45 градусов, но Коломбо выставлял положение спинки под углом в 60 градусов, что максимально концентрирует нагрузку именно на верхней области грудных мышц. Многих может насторожить такая траектория, ведь здесь львиная доля нагрузки достаётся передним и средним пучкам дельтовидных (плечам), а значит тренинг по своему действию уже сильно напоминает жим штанги сидя для дельт. Однако Франко Коломбо в пояснении данного вопроса с иронией замечает, что это вполне нормально, ведь плечи же тоже надо тренировать, но приём с более высоко поднятой спинкой оказался для него максимально эффективным.
Что касается широчайших мышц спины, то здесь атлету во многом помогло его боксёрское прошлое. Известно, что в боксе одним из основных упражнений являются подтягивания. Франко Коломбо долгое время занимался боксом, с юности развивая подтягиваниями мышцы спины. Естественно, что когда он перешёл в соревновательный бодибилдинг, многолетний тренинг мгновенно выдал результат и мышцы спины ускоренными темпами достигли невероятного уровня. Коломбо мастерски выполнял упражнения на перекладине. Близкий друг и постоянный тренировочный напарник спортсмена Арнольд Шварценеггер не раз вспоминал, как Франко с лёгкостью подтягивался с 20-килограммовым блином на поясе.
Во времена стремительного роста бодибилдинга в 70-е годы на сцене главных турниров появлялись неординарные атлеты, которые своими достижениями делали культуризм ещё популярнее. Франко Коломбо является ярким представителем той выдающейся эпохи.
Антропометрия: рост — 166 см, соревновательный вес — 84-85 кг, грудная клетка — 134 см, бицепс — 47 см, голень — 44 см.
Читайте также:
История турнира Мистер Олимпия
Лучшая форма Арнольда Шварценеггера
Классические упражнения бодибилдинга работают лучше всего
Как повысить эффективность подтягиваний?
Целостный тренинг (фулбоди — full-body)