За прошедшие столетия и даже тысячелетия человек не изменился, внешне он остался таким же, как и в любую из эпох нашей цивилизации. Но вот можно ли сказать то же самое о человеческих ценностях? По большей части нет.
Кроме основных человеческих ценностей, таких как понятие семьи, любви и дружбы, которые во все века остаются неизменными и являются крепким стержнем в любом здоровом обществе, существуют и другие, например, понятие успешности, положения в обществе, собственной значимости, профессионализма в своей деятельности, умения говорить, доказывать и отстаивать свою точку зрения, а также и некоторые те, что подразделяются по возрасту или создаются, как разовые приоритеты в чем либо. Все эти ценности — важная составляющая жизни, но лишь ее составляющая, а не основа. Так было раньше, но есть ли так сейчас? В наше время те принципы, которые должны лишь дополнять жизнедеятельность, все более начинают превалировать над тремя основными качествами человеческого бытия. Как раз в этом кроется корень мирового хаоса. Ведь человек создан, чтобы быть любимым, а вещи созданы, чтобы ими пользовались. Но сегодня мы все чаще видим обратное — людьми пользуются, а вещи любят, причем это постепенно возводится в некую моду или в пресловутое понятие успешности. Такое положение дел рано или поздно приводит только к одному — к искажению взаимоотношений, а там, где грань морали и совести стирается, появляются животные инстинкты и безразличие. И это, к сожалению, реалии современного мира.
Почему так происходит? В прошлые эпохи ценности веками вырабатывались и формировались поколениями философов, мудрецов, мыслителей, иными словами, одухотворенными личностями. Такая постепенность закрепляла их в человеческом сознании и делала устойчивыми. Сегодня, с развитием технологий, финансовых рынков и мировой конкуренции, ценности могут искусственно создаваться и возводиться в ранг абсолюта в максимально короткие сроки с помощью современных средств общения. За этим процессом в основном стоят различные корпорации, преследующие свои финансовые или политические выгоды. Основная же часть населения оказывается лишь в роли инструмента, на котором и проверяется действенность этих самых ценностей. И если вдруг что то не срабатывает, то незамедлительно придумывают другое, новый стандарт поведения, новое качество, новую ценность, сегодня одну, завтра другую, ну а после завтра, если две предыдущих не оправдали ожидания — мгновенно создадут третью.
В наше время общечеловеческая мораль все чаще замещается маркетингом, ставшим уже главной движущей силой развития цивилизации. А в число основных функций маркетинга входит реклама, которая подразумевает, что качество рекламируемого товара менее важно, чем то, как его прорекламируют и преподнесут покупателям, чтобы получить максимальную прибыль. Вот в этом и состоит проблема современного общества, мы фактически живем в мире рекламы, в мире ложных ценностей, которые радуют лишь своей оберткой, а внутри — пустота, не развивающая ни духовно, ни даже физически.
Людям, чтобы оставаться людьми в изначальном понимании этого слова, необходимо все чаще задумываться, а тем ли ценностям они следуют, тот ли путь выбрали? И, быть может, кто то заглянув в себя найдет более достойные цели, делающие нас лучше. Только так мы будем развиваться, иначе нашу цивилизацию ждет то, что постигло предыдущие.