Существует распространенное обывательское мнение о том, что первые боевые искусства, со своими традициями, появились на Востоке, в Греции и Риме. Потом они стали распространяться по свету, трансформируясь в другие виды. А на территории Древней Руси, в якобы полудиких племенах, искусство ведения боя начало развиваться уже позже. В результате, долгие годы происходил своеобразный перекос общественного интереса в сторону различных восточных и европейских единоборств, мол, там истина, оттуда все пришло. Во многом, так происходило потому, что славная история Древней Руси сегодня практически полностью забыта и стерта. А ведь стоит только задуматься о всем величии, многообразии и уникальности земли русской, чтобы понять, что абы какие полудикие племена, не имеющие культуру и устройство общества, никогда бы не смогли ни то что управлять этой одной из лучших на планете территорией, но и достойно защищать ее и продержаться здесь хотя бы не большой период времени. А между прочим, в древности здесь процветала великая Славяно-Арийская культура, по сегодняшним меркам это была огромная империя. На древних картах она известна как Тартария.
В определенный период времени, когда Тартария и славянские Ведические традиции стали образно говоря рушиться, Веды, для их сохранения, были переданы на территорию Индии. Знающие мудрецы в Индии сами об этом говорят, что их научили люди с севера. Поэтому индийские Веды и их традиции сегодня — это видоизменившиеся знания древних славян. При этом, именно Индия позднее повлияла на появление восточных единоборств, которые затем развивались уже самостоятельно.
Сегодня хотелось бы поговорить о древнерусском боевом искусстве, которое хоть и не в полном виде, отголосками, но все же дошло до наших дней.
В этой статье мы рассмотрим систему передвижения в засечном кулачном бою славяно-горицкой борьбы, основателем которой является Александр Константинович Белов (Селидор). А. К. Белов — один из выдающихся продолжателей древнерусских традиций, в том числе и боевых искусств.
«Система передвижения складывается из двух частей: передвижения при защите (свиля) и передвижения при атаке (ломание). Речь сейчас пойдет о свиле, фундаментальной основой которой является пята. Пята — это понятие в первую очередь для всадника, которое характеризуется относительной неподвижностью седла и широким маневром всадника. Однако в практике кулачного боя объем движений значительно возрастает и большую часть пяты продемонстрировать невозможно. А свиля — это наземное защитное перемещение во время кулачного боя и опыт защитных перемещений вообще, как таковых. Следует постоянно помнить, что все движения в свиле выполняются резко, стремительно, рывками. Только такой способ может представлять действительную защиту.
Несколько традиционных положений пяты, с освоения которых целесообразно начинать овладение свилей, показаны на рисунках. Обращается особое внимание, что все приведенные позы — это остановленные мгновения. Уходить из них нужно так же легко и стремительно, как и принимать.
Что же такое свиля? Это систематизированный и расчетливый маневр, выполняемый на уровне первой сигнальной системы, то есть без аналитической оценки внешних обстоятельств — по сути, двигательный рефлекс. Анализ движения противника и своего собственного поглощает время. Ну а выигрыш в четверть секунды в сече бывает равнозначен сохранению жизни.
Проиллюстрировать это высказывание можно показательными выступлениями Национального клуба славяно-горицкой борьбы, в которых нападающий наносит удары по безоружному заточенным, как бритва, мечом. В этом смысле свилю правомерно сравнить с магнитным полюсом, обратным удару. Какие бы удары ни наносил противник, выполняющий свилю, все время будет «отбрасываем» от них в сторону силой, которую китайцы распознали бы как «Инь-Ян», материалисты бы назвали «единством и борьбой противоположностей», а славяне образно величают «Белобог и Чернобог». То есть в отличие от техники защиты блоком (встречным удару движением), характерной для восточных единоборств, древнерусская свиля — всегда уход от удара.
Однако свиля присуща не только русскому кулачному бою. Подвижность боксера на ринге также базируется на аналоге, существовавшем в греко-римской традиции. Как известно, в своей практике кулачного боя (это не относится к панкратиону) греки наносили удары только в голову. С учетом того, что рука бойца была облачена в наруч из тяжелых кожаных ремней с металлическими бляшками, может создаваться впечатление, что греческий кулачный бой – зрелище мало гуманное. Такой вывод не совсем верен, ибо ограничение цели удара прямо пропорционально упрощению защитного маневра, в данном случае головы. Стало быть, поразить противника сложнее. Я говорю об этом потому, что связь античного и русского кулачного боя очевидна уже хотя бы на примере прямого, классического удара кулаком. Традиционно предполагается, что заимствование здесь велось только в одном направлении: походы Олега, Игоря и Святослава на Византию способствовали внедрению античных традиций в среду славянского воинства и их трансформации. Не могу с этим согласиться, ибо Х век, к которому относятся упомянутые походы, согласно, например, Радзивилловской летописи – время расцвета древнерусских боевых искусств, определенную часть которых (техника боя «на ручку», «на щипок») греки никогда не знали.
Техника свили богата и разнообразна. Достаточно посмотреть на русскую плясовую, формировавшуюся под воздействием подвижных игрищ и народных забав, напрямую связанных со свилей. Да, да, ибо свиля известна и в этом своем качестве. Думаю, что в древности свиля являлась для славян неким прототипом гимнастики. Если присмотреться к лубочным изображениям скоморохов, гудцов и балаганных завлекал, то нельзя не заметить, что их позы идентичны со свилей. Более ранний слой русской игровой культуры – XV век. Посетивший Москву Адам Олеарий, описывая московский быт, упомянул о виденных им игрищах и народных забавах. Описание дополняется рисунком, выполненным, как считают исследователи, самим путешественником. В левой части рисунка удивительно точно передана поза в пяте «подсад плечом» в сценке кулачного боя. Но и пятнадцатым веком нелепо было бы датировать «искусство телодвижений».
Обратимся к Радзивилловской летописи. 993 годом она датирует известнейший поединок киевского борца с печенегом, повлиявший на сюжет былины о Никите Кожемяке: «И налезоша бык велик и силен, и повеле раздразнитищ быка, и възложиша на нь железа горяча, и пустиша быка, и побеже бык мимо его…». На первый взгляд удивляет столь странное испытание, которое потребовал для себя перед решающей схваткой молодой борец. Вероятно, логичней было бы, если б дюжие молодцы-дружинники князя Владимира скопом набросились бы на киевского борца, о котором та же летопись говорит, что он «с детства меньше чем с четырьмя не схватывался». Однако все становится вполне понятным, если знаешь, что речь в этом сюжете идет о свиле, о технике защитных движений. И уж, конечно, не бык мимо пробежал, а борец выполнил уход от прямого, линейного удара.
После того как приведенные нами положения пяты будут освоены, и вы почувствуете, что вам не опасен противник, атакующий вас даже целой серией ударов, можно приступить к изучению перемещения по площадке. На сегодня известны три способа перемещения пяты, характерные для русского кулачного боя: вышагиванием, с соответственным уклоном корпуса (около 20 способов), прыжком, что особенно показательно для русской плясовой и гопака, кубарем, то есть специфическим кувырком в нескольких формах. Все эти способы применяются только в том случае, если натиск атакующего противника способен смести вашу пяту, другими словами, защитить себя не сходя с места не представляется возможным. Но любые перемещения по площадке всегда есть не что иное, как перемещение пяты с места на место. Все степени свободы тела, вся его неуязвимость, комок двигательной энергии, называемый пятой, перемещаясь, проваливает атаки противника. В сече нельзя отождествлять передвижение, уход, маневр только с движением ног. Помните, что движение рождается телом, а конечности только реализуют его в заданном направлении. С точки зрения свили и бегуна несут не ноги, а тело, ноги лишь удерживают инерцию перемещением по беговой дорожке.»
А. К. Белов «Русский кулак, или как бились наши предки».