В отличие от других видов спорта, баскетбол имеет четкое происхождение. Это не эволюция от какой-либо древней игры или вида спорта, а создатель хорошо известен: д-р Джеймс Нейсмит.
Нейсмит родился в 1861 году в городке Рэмси, штат Онтарио, Канада. Он окончил Университет Макгилла в Монреале в качестве врача и в первую очередь интересовался спортивной физиологией. В 1891 году, работая учителем физкультуры в Молодёжной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, США, Нейсмит столкнулся с вопросом выбора игры в закрытом помещении, чтобы обеспечить разнообразие, к тому же и полезное для здоровья, для студентов своего колледжа. Проанализировав некоторые известные на то время игры, доктор Нейсмит отверг их дабы создать что то свое. Вспоминая одно из любимых развлечений своего детства, под названием «duck on a rock» («утка на камне»), он решил создать свою игру, схожую с принципом «утки на камне». Смысл этой детской забавы заключался в следующем: подбрасывая небольшой камень надо попасть им по вершине другого камня, большего по размеру.
В то же время Нейсмит разработал и набор из 13 правил, которые стали предшественниками будущей игры в баскетбол. Он опубликовал правила в газете «Треугольник», издававшейся в колледже Спрингфилда.
Конечно, все это было еще не тем, что мы знаем сегодня. Первая игра была сыграна с футбольным мячом и двумя несквозными корзинами, прибитыми на высоте чуть более 3-х метров. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем закинуть в корзину, причём исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины.
Уже через некоторое время баскетбол завоевал значительный успех и благодаря начальному импульсу, полученному в колледже Спрингфилда, популярность баскетбола быстро росла в США, преимущественно среди учащихся, а затем, постепенно, и в других странах. Хотя Нейсмит не увидел зрелищные игры современности, но он имел честь наблюдать великий момент — становление баскетбола Олимпийским видом спорта в 1936 году, на Олимпийских играх в Берлине.
1. Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками.
2. По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком.
3. Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен бросить мяч с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока бегущего на большой скорости.
4. Мяч нужно держать кистями. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.
5. В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком должно фиксироваться как фол; второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч, и если имелось очевидное намерение травмировать игрока — то дисквалификация на всю игру. При этом не позволяется заменять дисквалифицированного игрока.
6. Удар по мячу кулаком — нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.
7. Если любая из сторон совершает три фола подряд, то фиксируется гол для ее противника (это значит, что за это время противник не должен совершить ни одного фола).
8. Гол засчитывается, если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остаётся там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края и противники перемещают корзину, то засчитывается гол.
9. Если мяч уходит за пределы площадки, то он должен быть вброшен в поле первым коснувшимся его игроком. В случае спора вбросить мяч в поле должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдаётся противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
10. Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери о трёх совершённых подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно правилу 5.
11. Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняют рефери.
12. Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в 5 минут между ними.
13. Сторона, забросившая больше мячей за этот период времени, является победителем.