В 1963 году Джо Уайдер (один из основателей современного бодибилдинга, совместно с братом Беном Уайдером создал Международную Федерацию Бодибилдинга и Фитнеса IFBB) задумал создание нового турнира — Мистер Олимпия, так как понимал и чувствовал, что ни один из конкурсов, проводящихся на тот момент, не соответствовал в полной мере видению самого Джо. Master Blaster (прозвище Джо Уайдера) стремился к тому, чтобы лучшие культуристы имели возможность становиться профессионалами и зарабатывать деньги в профессиональном бодибилдинге. Но в то время, максимум, что могли достичь сильнейшие атлеты — это титулы Мистер Вселенная (Mr. Universe), Мистер Мир и Мистер Америка. По достижению этих званий многие выдающиеся бодибилдеры постепенно уходили из соревновательного культуризма, так как доказывать им больше было нечего, а профессиональные выступления еще попросту не были развиты на должном уровне. Одним из таких спортсменов был Ларри Скотт — первый Мистер Олимпия, с которого и началась история главного соревнования в культуризме.
Ларри Скотт завоевал всевозможные чемпионские звания в бодибилдинге к середине 60-х годов и уже подумывал завершать карьеру, но Джо Уайдер предложил ему выступить в новом для того времени конкурсе, где, по замыслу Уайдера, чемпионы могли соревноваться и побеждать из года в год, улучшая свою форму, причем делая это профессионально.
Все началось 18 сентября 1965 года в Бруклинской академии музыки (Нью-Йорк), где проводился первый турнир Мистер Олимпия. В зале царила шумная атмосфера, зрители восторженно кричали, хлопали в ладоши в ожидании и предвкушении чего то необычного. Все понимали, что сегодня будут соревноваться лучшие из лучших, победители разных конкурсов, и они все окажутся на одной сцене, чтобы определился чемпион. Конечно, многие болельщики понимали, кто мог им стать. Значительная их часть пришла поболеть за легендарного Ларри Скотта и воочию увидеть его триумф. Так и вышло, Ларри Скотт победил и стал первым Мистером Олимпия, а сам турнир, в одном из культуристических изданий, вскоре был назван «Ночью величайшего творения Джо Уайдера».
Джо Уайдер позднее рассказал, что для него было очень важным участие Ларри Скотта в его первом конкурсе. Это способствовало резкому развитию, как самого турнира Мистер Олимпия, так и всего культуризма в целом. Джо создал свой конкурс, чтобы все великие чемпионы могли оставаться в бодибилдинге и зарабатывать деньги на профессиональных соревнованиях и участием в различных выступлениях и семинарах, как это делали профессиональные спортсмены в других видах спорта. Конечно, как и в любом деле, все большое начинается с малого. Первые турниры в ранге про (pro) не приносили культуристам больших доходов, но старт был задан и бодибилдинг начал развиваться как профессиональный спорт и сегодня это уже целая фитнес-индустрия, ответвления от которой затронули многие сферы жизнедеятельности человека. Многочисленные компании фитнес-клубов по всему миру, индустрия спортивного питания, одежды и аксессуаров, исследовательские научные центры, и даже появление указания на упаковках продуктов количества белков, углеводов, жиров, калорий, витаминов и пр., все это является результатом резкого развития бодибилдинга в 20-м веке.
В 1966 году Ларри Скотт повторил свой успех, одержав вторую победу на турнире Мистер Олимпия и завершил карьеру. Трон Короля культуризма оставался свободным, но не надолго. В следующем, 1967-м году, появился новый чемпион — Серджио Олива, также известный по прозвищу «Кубинский миф». Олива продемонстрировал миру бодибилдинга невиданную до него форму! Такой размах широчайших мышц и огромные объемы всех мышечных групп были еще просто в диковинку и напрочь шокировали большинство участников Олимпии. Сказать к примеру, что в 1968 году Серджио Олива вообще победил абсолютно, оказавшись единственным участником! Остальные атлеты соревновались друг с другом, а Олива соревнуется сам с собой, как точно подметили журналы тех лет.
1969 год. Время появления Арнольда Шварценеггера на конкурсе Мистер Олимпия. У «Кубинского мифа» наконец то появился достойный соперник. В упорной борьбе Серджио Оливе удалось таки победить Шварценеггера и стать единственным атлетом, кто побеждал его на Олимпии. Но в лице Арнольда публика увидела будущее. Подумать только, молодой парень, обладающий нереально крутым телосложением, чуть не победивший самого Оливу и ставший с первого раза вторым на Мистере Олимпия. Многие болельщики Шварценеггера, особенно те, кто знали, насколько он преданный бодибилдингу и очень целеустремленный атлет, ждали от него в 1970-м году только победы. И она не заставила себя долго ждать. Хоть и трудная, но заслуженная первая победа Арнольда Шварценеггера на турнире Мистер Олимпия состоялась в 1970 году. Вообще, о том турнире позже ходило много легенд. Поговаривали, что Арнольд перехитрил Оливу и подавил его психологически, и у того сбился настрой. Вдобавок ко всему, Арнольд предложил Серджио обильнее натереться маслом, что будто бы на сцене плохое освещение. Но в действительности освещение, наоборот, было ярким и Олива от избытка масла слишком блестел, из-за чего рельеф мышц смотрелся хуже.
Сам Арнольд рассказал о таком факте того турнира: «Мы позировали с ним на равных и шли с одинаковыми результатами. Практически до самого финала не было понятно, кто победит. В завершающем выступлении мы выполняли позы и когда я выполнил последнюю позу, я сделал едва заметный жест, как бы показывая Серджио, что собираюсь уходить со сцены. Серджио глядя на меня повернулся и пошел за кулисы. Ну а я остался и продолжил позировать. Возможно, на судей поступок Серджио оказал негативный эффект, они посчитали его слишком легкомысленным. Но, тем не менее, я позволил им подольше посмотреть именно на меня и демонстрировал свои главные позы. Что поделать, это соревнования, где вы должны быть готовы не только к физической борьбе, но и к психологической».
1970-1975 годы — время побед Арнольда Шварценеггера. Пожалуй, самая трудная и спорная победа Шварценеггера над Оливой была в 1972 году. До сих пор существует немало домыслов, кто же был лучше тогда. Арнольд был лучше развит в грудных мышцах, руках, общем рельефе и сбалансированности мышц. Но Олива демонстрировал нереальное сочетание широченной спины и узкой талии, вдобавок его квадрицепсы были мощнее, хоть и не такие рельефные, как у Арнольда. Что сказать, лично я считаю, что победил Арнольд, благодаря своему идеальному телосложению и харизме. Он просто переиграл Оливу, хоть и в очень сложной борьбе. У каждого великого чемпиона всегда найдется не менее великий соперник. Для Шварценеггера им был Серджио Олива.
После шестой победы подряд в 1975 году в Претории (Южная Африка), где Арнольд продемонстрировал свою лучшую форму, с которой он мог бы побеждать еще много лет, он объявил о завершении своей соревновательной карьеры. Шварценеггер перестал соревноваться, но не оставил бодибилдинг и продолжил довольно серьезные тренировки, так как начал карьеру актера, демонстрируя в своих фильмах легендарное телосложение, диковинное для киноиндустрии тех лет. Во многом, именно Шварценеггер сделал бодибилдинг популярным на весь мир. Сколько людей, посмотрев его фильмы решили начать тренировки в тренажерном зале, их несчетное множество.
Плюс ко всему, Арнольд не оставил и конкурс Мистер Олимпия, став одним из его организаторов и ведущих. В 1976 году он поддержал своего друга и многолетнего партнера по тренировкам Франко Коломбо, чтобы помочь ему победить. Коломбо был одним из явных фаворитов того времени, обладающим неимоверно мощными и раскачанными по всей длине широчайшими мышцами. Друзья бодибилдеры прозвали его за это летучей мышью, в шутку поговаривая, что он наверное и в правду умеет летать.:) Выступающий на турнирах высочайшего класса уже много лет, в 1975 году, на Олимпии, Франко Коломбо стал вторым, ну а в 1976 наконец то завоевал долгожданный титул и решил завершить соревновательную карьеру в след за своим другом.
1977-1979 — время чемпионства Фрэнка Зейна — одного из лучших атлетов всех времен. Фрэнк Зейн, в свои соревновательные годы, обладал нереально симметричной и пропорциональной мускулатурой. Сказать даже больше, ни до него, ни после такого не было. На сцене он напоминал ожившую древнегреческую статую, где все группы мышц создавали впечатление единого целого, настоящего произведения искусства, созданного лучшими скульпторами!
1980 год, Сидней (Австралия). Одна из самых ажиотажных Олимпий за всю историю проведения этого конкурса! Дело в том, что в том году на соревновательный помост неожиданно вернулся ни кто иной, как сам Арнольд Шварценеггер. Он, конечно, не прекращал тренироваться, становясь все более известным актером, появляющимся каждый год на Олимпии, как один из ее организаторов. Вот и в 1980-м году он вновь приехал туда, вот только в гораздо лучшей форме, чем прежде. Остальные атлеты это сразу заметили, а действующий, на тот момент, чемпион Фрэнк Зэйн напрямую спросил, не собирается ли Арнольд вернуться? Арнольд, задачей которого было скрыть до самого последнего момента свое участие, чтобы ошеломить соперников, ответил, что нет, соревновательная форма ему нужна для съемок в новом фильме. Ну а когда он появился на сцене, это конечно поразило всех участников и подействовало на них в психологическом плане.
И сегодня до сих пор не утихают споры по поводу той победы Арнольда Шварценеггера, мол, титул ему отдали в знак уважения к его заслугам, а победить должен был или Майк Ментцер, или Крис Диккерсон, или Фрэнк Зейн. Лично я считаю, что Арнольд победил честно, хоть и не с явным преимуществом, как в былые времена. Да, он не сумел развить достаточный объем в ногах, для него это генетически сложно за такой небольшой период подготовки, но зато какой отличный был торс, огромные руки, мощнейшие грудные, отточенный рельеф, просушенная талия, сверх-объемные икроножные мышцы, кстати, визуально несколько выравнивающие отставание объема квадрицепсов. Квадрицепсы же, в целом, были одними из самых рельефных на сцене. При всем при этом, значительным преимуществом была и его неповторимая эстетика. Определенно, Арнольд победил, и это факт! Другое дело, что он рисковал, ведь на кону была его репутация, как несокрушимого чемпиона. Но все закончилось хорошо, Арнольд выиграл Олимпию в 7-й раз, установив абсолютный рекорд по числу завоеванных статуэток Евгения Сандова (символический приз турнира) и всколыхнул мир бодибилдинга, заставив вновь заговорить о себе все культуристические издания, как о действующем Мистере Олимпия. Это, кстати, сыграло ему на руку и в актерской карьере, потому что шумиха дошла и до киностудий, ведь Шварценеггер был уже достаточно известным начинающим актером.
В 1981 году в соревновательный бодибилдинг, в след за Шварценеггером, неожиданно вернулся и его друг Франко Коломбо. И вновь, как раньше, Арнольд поддержал напарника в трудный час. Впрочем, как и Коломбо, который в 1980-м прилетел в Австралию и был тренером Шварценеггера по подготовке к конкурсу. Ну а через год они поменялись ролями и теперь уже Арнольд воодушевленно поддерживал Франко, будучи для него словно секундантом в боксерском матче. Кстати, Коломбо это было знакомо и очень помогало в психологическом плане, ведь в прошлом он был известным боксером и хорошо понимал, насколько важно, чтобы в бою с тобой был верный товарищ, который будет рядом и поддержит в самые сложные моменты боя.
Олимпия 1981 оказалась невероятно ожесточенной. С одной стороны Франко Коломбо — представитель Золотой эры бодибилдинга 60-70-х, обладающий неимоверно мощной спиной, а с другой — атлеты нового поколения, такие как Том Платц с ошеломляющими квадрицепсами, сверх-массивный, по тем меркам, Рой Каллендер, не высокий, но отлично раскачанный Денни Падилла, побеждающий гораздо более рослых соперников, быстро прогрессирующий Самир Баннут, а также и ветераны, которые все эти годы улучшали свою форму и жаждали победы. Одним из таких был Крис Диккерсон. Он являлся явным фаворитом в то время и многие думали, что он победит. Но появился Франко Коломбо и спутал ему все карты. В сложнейшей борьбе Коломбо удалось таки выиграть титул. Он заметно отставал в ногах, квадрицепсы были не настолько проработаны, как у того же Тома Платца, но все же мышцы спины, да и в целом торс были лучшими именно у Франко Коломбо. Одержав вторую победу на Мистере Олимпия Коломбо завершил соревновательную карьеру.
1982 год. На турнире Мистер Олимпия 1982 победил Крис Диккерсон. Он наконец то завоевал долгожданную статуэтку Сандова, став лучшим в мире. В целом, победа Диккерсона была абсолютной, он определенно был лидером в том году и даже возвращение Фрэнка Зейна не могло ему помешать. Крис продемонстрировал значительное улучшение формы по сравнению с предыдущими годами. Он увеличил мышечные объемы и, при этом, улучшил качество мышц и их рельеф, продемонстрировав самое пиковое телосложение за всю свою карьеру. Но поскольку Диккерсон был уже ветераном спорта с многолетним стажем тренировок и выступлений, он решил завершить свою карьеру, что называется, на самой громкой ноте, поэтому после победы ушел из соревновательного бодибилдинга. Хотя, через два года, Крис Диккерсон предпринял попытку возвращения, но там уже не добился столь впечатляющих результатов.
1983 год. Один из самых быстропрогрессирующих атлетов начала 80-х Самир Баннут появился на Олимпии 83 в феноменальной форме и уверенно победил. В целом, Баннут стал своеобразным олицетворением переходного периода, словно мост, соединяющий Золотую эру 70-х и культуризм современности. Ведь он начинал выступать еще с легендарными бодибилдерами 70-х, улучшая свою форму очень быстрыми темпами и к 1983 году достиг невероятного телосложения. Выглядел Самир Баннут уже круче, чем культуристы былых лет и в его лице отчетливо стало проявляться будущее бодибилдинга, а именно, значительное увеличение мышечных размеров атлетов. Тем не менее, Баннут не смог удержать свою пиковую форму и через год, в 1984 году, уступил титул чемпиона новоявленной суперзвезде бодибилдинга Ли Хэйни.
1984-1991. В это время на подиуме Олимпии безраздельно царствовал Ли Хэйни, который стал лучшим культуристом 20-го века, опередив достижение Шварценеггера (7 титулов Мистер Олимпия). Сумев завоевать 8 статуэток Сандова подряд, Хэйни ввел и новую моду на мышечное развитие. Именно после него стало считаться, что победитель Олимпии просто обязан иметь отлично проработанную, широкую и мощную спину. Ведь когда Ли появлялся на сцене и наступал черед сравнения широчайших мышц, остальные культуристы терялись на его фоне. Размах и мощь широчайших Хэйни были поразительными. За все годы его побед только одному атлету удалось приблизиться к нему в этом сравнении и даже чуть не потеснить Ли Хэйни! Это произошло в 1991 году. Атлетом, сумевшим сделать реальный вызов Легенде стал Дориан Ятс. Он даже победил Хэйни в одном из раундов, демонстрируя такую же широкую и мощную спину, как у него. Это была битва титанов! Ли Хэйни победил с большим трудом и остался чемпионом, установив новый рекорд. Естественно, что на этом он завершил свою соревновательную карьеру.
1992-1997. Появление Дориана Ятса на Олимпии и его восхождение на чемпионский трон было стремительным. Уже на своем первом конкурсе Мистер Олимпия в 1991 году он стал вторым, чуть не победив! И это только в начале пути, когда Ятс еще набирал форму и не достиг лучших результатов. А что же могло произойти через год. Большинство были уверены, Дориан Ятс вернется в следующем году в еще лучшей форме и одержит победу. Так и случилось. Ятс появился на турнире Мистер Олимпия 1992 в феноменальной форме. Такого мышечного рельефа в сочетании с мощнейшей спиной еще не было! Мышцы Дориана выглядели так, словно они без кожи, только одни сухие огромные мышцы, по которым можно изучать анатомию! В целом, на Олимпии 92 Ятс продемонстрировал лучший рельеф в своей соревновательной карьере. Через год, в 1993 году, Дориан совершил знаменитый прорыв в массе и набрал за год 7 кг сухих мышц, появившись на Олимпии с весом в 117 кг! Для того времени это был удивительный результат. Именно тогда и началась повальная гонка за массой. Дориан Ятс был одним из тех атлетов, кто ввел моду на такие перемены. Ведь остальным культуристам, чтобы конкурировать с ним на равных, если не в спине, то в общих объемах, необходимо было расти и становиться больше.
1998-2005 — победная серия легендарного Ронни Колемана. В 1998 году Дориан Ятс объявил о своем уходе из соревновательного бодибилдинга и трон Короля культуризма оставался свободным. Но претендентов на него было хоть отбавляй! Это и один из лучших культуристов 90-х Кевин Леврон, и уникальный бодибилдер Флекс Уиллер, и сверхмассивный атлет Нассер Эль Сонбати, и суперэстетичный Шон Рэй, все они, в предыдущие годы, уже в плотную подбирались к титулу чемпиона, но каждый раз скала Дориан Ятс останавливал их. Понятно, что на этот раз должна была случиться сенсация, появление нового Мистера Олимпия. Среди всех явных претендентов был один атлет, который еще совсем недавно слыл этаким середнячком и не показывал особо выдающихся результатов. Это Ронни Колеман. Да, до 1998 года Ронни не числился в фаворитах Олимпии. Он выступал на этом турнире аж с 1992 года и постепенно прогрессировал. В 1996 году Колеман продемонстрировал значительное улучшение и вошел в шестерку лучших, в итоге заняв 6-е место. В 1997 году он чуть съехал, став девятым. Но вот через год произошли удивительные перемены. Как позже рассказывал сам Ронни Колеман, он обновил свою тренировочную программу, смешав тяжелый силовой тренинг с пампингом, и вот тут его буквально взорвало, мышцы стали расти просто нереальными темпами! Что сказать, Ронни нашел ключ к своей физиологии — тренировочный стиль, который и вывел его в чемпионы. Начиная с Гран При России 1997, где он победил Кевина Леврона, Ронни Колеман стал демонстрировать все более феноменальную форму от турнира к турниру! Ко времени наступления конкурса Мистер Олимпия 1998 все фанаты бодибилдинга уже знали о резком улучшении Колемана и, естественно, он сразу стал одним из фаворитов турнира.
Ронни Колеман, как и предполагали многие, победил в 1998-м году, а потом закрепил за собой титул и в 1999-м. В 2000-м году Колеман вообще прибыл на Олимпию в самой феноменальной форме, которую только можно было представить в те годы! Он победил своих конкурентов с явным преимуществом и всем стало ясно, что вряд ли кто то в обозримом будущем сумеет его одолеть. И действительно, Ронни Колеман владел титулом Мистер Олимпия аж до 2006 года, став 8-ми кратным победителем, догнав рекорд Ли Хэйни.
Но, как и во все времена, у каждого великого чемпиона всегда найдется не менее великий соперник, который постарается его победить. Для Колемана им оказался мощный, массивный и такой же широкий атлет Джей Катлер. Катлер, начиная с 2001 года был одним из главных претендентов на титул Олимпии и отчаянно штурмовал вершину. Из года в год он вплотную подбирался к Ронни Колеману, но тот всегда его превосходил.
В 2006 году Колеман намеревался установить новый рекорд по числу завоеванных титулов Олимпии, в 9-й раз стать чемпионом! Все ждали свершения сенсации и она произошла, но вот только в другом смысле. Ронни Колеман уступил свой титул Джею Катлеру. Это была действительно сенсация! Впервые многократный действующий чемпион проиграл. А ведь на турнире присутствовал Ли Хэйни, он участвовал в финальных награждениях. Возможно, Ли специально пригласили, чтобы в случае победы Колемана он мог лично поздравить его с новым рекордом прямо на сцене. Был бы весьма символичный момент. К примеру, когда Колеман догнал рекорд Шварценеггера, тот лично поздравил его в финале на подиуме Олимпии и вручил статуэтку Сандова.
Еще в 1998 году Ли Хэйни представил зрителям Ронни Колемана перед его произвольным позированием, а спустя годы Ронни догнал его достижение 8-ми побед, это удивительно! Но в 2006-м году все сложилось иначе, чем ожидали многие. Как бы там ни было, Ронни Колеман все равно остается одним из величайших культуристов в истории и рекордсменом по числу побед на главном турнире.
Долгожданная победа Джея Катлера на конкурсе Мистер Олимпия 2006 стала для него заслуженной наградой за годы борьбы и стремлений. Но поскольку он слишком долго боролся за этот титул с Ронни Колеманом, он растратил большинство своего потенциала еще на пути к вершине. Поэтому Джей Катлер не долго был Мистером Олимпия. Уже через год, в 2007 году, стали заметны некоторые ухудшения в его форме и он с большим трудом победил, едва не уступив чемпионство Виктору Мартинезу. А в 2008 году проиграл звание Декстеру Джексону — профессионалу с большим стажем, не первый год сражающемуся за титул самого самого.
Вообще, история Декстера Джексона, как участника Олимпии и ее победителя, очень впечатляет! Подумать только, парень начал выступать там еще в 1999-м году и сразу показал довольно не плохие результаты, войдя в 10-ку лучших, став девятым. В целом, его общая форма, а также качество мышц и рельеф были отличными, и из года в год он только улучшал их еще больше. Но поскольку Джексон от природы не крупный атлет, многие не верили, что он когда нибудь сможет победить, ведь на дворе были времена таких мышечных монстров, как Колеман, Катлер, Рул, Виктор Мартинез и др. Да и вдобавок самого Декстера судьи, поначалу, откровенно задвигали, не давая слишком высоких мест. Но он не сдавался и продолжал идти к своей цели, становясь все лучше и лучше. Декстер Джексон ждал свой час и он настал.
Турнир Мистер Олимпия 2008 стал одним из самых сенсационных не только в те годы, но и за последние десятилетия! Победителем стал Декстер Джексон! Далеко не самый крупный и тяжелый на сцене, но самый эстетичный, рельефный и качественный. Многие заговорили тогда о возвращении к былым стандартам Золотой эпохи 70-х. Ну а сам Декстер вошел в историю бодибилдинга, как один из победителей легендарного конкурса. И пусть он выиграл только раз, но ему удалось сделать то, что многие суперзвезды 90-х и 2000-х так и не сумели.
В 2009 и 2010-м годах снова побеждал Джей Катлер, который несколько улучшил свою форму, добавив толщины и без того мощному верху спины. При этом, талия Катлера, которая итак всегда была широковата, стала еще более широкой. По всему было видно, что победные времена Джея заканчиваются и годы изнурительных тренировок начинают сказываться на общем качестве мышц и пропорциональности. Физиология развития мускулатуры любого атлета имеет пределы. То же, кстати, случилось и с Ронни Колеманом в 2006-м году, когда он появился на Олимпии в заметно худшей форме, чем в 2005-м.
С 2011 года титулом Мистер Олимпия владеет уникальный атлет Фил Хит. Хит, на своем первом конкурсе Мистер Олимпия в 2008 году, сразу стал третьим, что является очень хорошим знаком для профессионала, ведь многие Легенды начинали именно с таких показателей. В 2009-м Фил занял лишь 5-е место, но по-прежнему остался в шестерке лучших. 2010 год стал прорывом в карьере Хита, так как именно на Олимпии 2010 он продемонстрировал резкое улучшение формы и без особого труда стал вторым, на равных конкурируя с Джеем Катлером. Оставалось добавить еще совсем немного объемов, рельефа и качества, и Фил Хит непременно станет чемпионом. Так и вышло, в 2011 году Хит добился значительных улучшений в своей форме и затмил самого Джея Катлера, в финале турнира превзошел его и стал Мистером Олимпия! Это был исторический момент, ведь многие помнят фото молодого Фила Хита с Катлером, где еще юный, начинающий атлет Фил Хит жмет руку маститого исполина Джея Катлера и где Катлер гораздо больше Хита. И вот, годы спустя, эти два атлета стоят на одной сцене, в финале главного турнира в бодибилдинге, и Фил Хит побеждает. Определенно, в жизни порой случаются очень необычные моменты и это был один из них.
История легендарного конкурса Мистер Олимпия изобилует самыми разными удивительными сюжетами, неожиданными поворотами, необычайными развязками и появлением Звезд первой величины — тех атлетов, кто навсегда стали олицетворением этого турнира, лучшими из лучших.
Курицына забыли упомянуть :)))
:))