После победы Криса Дикерсона на турнире Мистер Олимпия в 1982 году, профессиональный бодибилдинг постепенно стал меняться и переходить к новым стандартам мышечного развития, открывая новые горизонты для атлетов. Крис Дикерсон, по сути, ознаменовал собой завершение эпохи Арнольда Шварценеггера — Золотой эры бодибилдинга, потому что сам Крис был именно атлетом из 70-х, то есть времен Арнольда. И на момент своей победы, в 1982 году, он был уже ветераном с большим стажем выступлений на турнирах высочайшего уровня, и после Олимпии сразу же объявил о своем уходе из соревновательного бодибилдинга. Интересен факт психологической борьбы на том турнире. В 1981 году Крис Дикерсон стал вторым после Франко Коломбо и, конечно, все понимали, что в следующем году он будет бороться только за победу, собрав весь свой опыт, чтобы набрать наилучшую форму. Это понимал и сам Крис. Так вот, группа поддержки Криса Дикерсона, арендовала рекламное место под плакат-баннер, неподалеку от места проведения соревнований, они установили туда большой плакат, на котором была надпись Мистер Олимпия и где Дикерсон был изображен как уже состоявшийся чемпион. Этот маневр должен был психологически подавить остальных участников, потому что до турнира никто не видел, в какой именно форме находится Крис, он специально это скрывал вплоть до своего выхода на сцену, когда начал готовится за кулисами. Как выяснилось позже, Дикерсон действительно находился в лучшей своей форме и заслуженно победил.
В следующем, 1983 году, турнир проводился уже в Германии, в Мюнхене и трон победителя оставался свободным. Аналитики предполагали о том, кто станет следующем Мистером Олимпия. Им мог стать снова Фрэнк Зейн, атлет, уже выигрывавший этот титул в 1977, 1978 и 1979 годах, и из года в год демонстрирующий неповторимую эстетику мускулатуры, постоянно улучшая свои пропорции. Фрэнк уже подумывал о своем уходе из соревновательного бодибилдинга и 1983 год был завершающий в его карьере, поэтому он стремился завершить свой соревновательный путь хорошим результатом. Конечно, его решение было абсолютно обосновано, он понимал, что с каждым годом ему становится все сложнее и сложнее бороться с культуристами нового поколения, которые стремились уже не столько к эстетике, как в 60-е — 70-е годы, а больше к увеличению мускулатуры. И Фрэнк, в 1983 году, уже практически в одиночку отстаивал былые стандарты пропорций. Из атлетов с подобной классической мускулатурой, как у Зейна, на Олимпии 83, можно отметить разве что Жака Невилля. Обладающий прекрасной эстетичностью и общей красотой мускулатуры, Жак Невилль демонстрировал так же очень качественный, «прорезанный» мышечный рельеф и отличный баланс между верхом и низом мускулатуры. Плюс ко всему у него были прекрасно развиты широчайшие мышцы, которые отлично сочетались с грудными, дельтами и руками. В общем очень талантливый культурист!
Кстати, в начале 1980-х годов, в соревновательном бодибилдинге появилась целая плеяда талантливых атлетов, конечно, обладающих хорошей симметрией, но имеющих уже заметно большую мускулатуру, чем бодибилдеры раньше, особенно это было заметно по мышцам ног. Такое количество звезд было немыслимо в 70-е годы! Это говорило об увеличении популярности бодибилдинга. Том Платц — знаменитый культурист, который ввел моду на огромные мышцы ног. Кстати, развитие его квадрицепсов актуально и сегодня. Вот насколько Том обогнал свое время! Но в 1983 году он был не в лучшей форме, несколько залитый и гладкий, но все равно показал свои неизменно впечатляющие мышечные объемы. Мохамед Маккави — вундеркинд из Египта, стремительно ворвавшийся в профессиональный бодибилдинг! При росте всего в 168 см, Маккави обладал отлично развитой мускулатурой и довольно большими мышечными объемами, которые позволяли ему на равных соперничать с гораздо более высокими атлетами! Бертил Фокс — настоящий гигант, появившейся на Олимпии 83 и поразивший зрителей своей чудовищной мышечной массой и прорезанным рельефом! Публика просто неистовствовала и аплодировала Фоксу стоя! Это говорит о многом. С прошлого, 1982 года, Бертил заметно спрогрессировал и своей невиданной доселе формой абсолютно претендовал на титул победителя! Его форма подходит и для сегодняшнего бодибилдинга, тем более для тех лет. Забегая немного вперед, скажу, лично я считаю, что относительно не высокое место на Олимпии 83, Бертилу досталось потому что в то время судьи еще были не готовы к таким резким изменениям в бодибилдинге и чрезмерно большим мышечным объемам, и просто, грубо говоря, «задвинули» Фокса. Иначе он стал бы непревзойденным чемпионом-монстром уже в те годы! В самом деле, Бертил Фокс был больше и рельефнее чем даже Ли Хэйни, лишь уступая ему в пропорциях и позировании, что уже говорить об остальных атлетах того времени.
Кстати, из других мускульных гигантов, участвовавших на Олимпии в 83-м году, можно отметить Ральфа Мюллера. Да да, того самого немецкого монстра, которого часто сравнивали со Шварценеггером и который в последствии стал актером, играя злодеев, например в фильме «Лучший из Лучших» 2, или воскрешенного солдата — помощника Дольфа Лундгрена в фильме «Универсальный солдат». Позднее, в 1997 году, Ральф Мюллер сыграл Конана, но это уже был не фильм, а целый сериал. Мюллер всегда говорит, что для него большая честь, что в бодибилдинге и кинематографе его сравнивают со Шварценеггером, но каждый человек особенный и второго такого нет, поэтому он, как и Арнольд, идет по жизни своим путем и не стремиться быть ни на кого похожим.
Самир Баннут — выдающийся атлет по прозвищу «Ливанский Лев«. Самир — выходец из Ливана, где бодибилдинг не так развит как например в Америке, и нет таких условий для занятий им. Но с юношеских лет Самир, что называется влюбился в культуризм и практически всю свою юность посвятил самоотверженным тренировкам. Как впоследствии рассказывал сам атлет, когда он еще жил в Ливане, у него появились американские культуристические журналы. Он был просто счастлив этому, на картинках он разглядывал своих кумиров и стремился стать таким же! Но проблема была в том, что на тот момент он не знал английского языка, а ему так хотелось узнать, о чем же написано в этих журналах. В итоге, как рассказывал сам Самир Баннут, он выучил английский язык только для того чтобы узнать, о чем же писали эти выдающиеся атлеты на страницах заветных для него журналах. А уже потом, годы спустя, когда он переехал в Америку, знание английского языка пригодилось ему и для полноценной жизни.
После четвертого места на Олимпии 82, весь следующий год Самир Баннут тренировался с еще большей самоотдачей, полностью посвятив себя тренировочному процессу. Он безусловно понимал, что обладает отличными данными — гармоничными пропорциями, эстетикой и вместе с тем внушительными мышечными объемами, и ему необходимо развивать все это равномерно, не отделяя одно от другого. Именно так он и сделал, появившись в 83-м году с прекрасной симметрией и улучшенными пропорциями, демонстрируя одновременно очень объемную мускулатуру. Руки были просто на высоте и поражали своей мощью!! Прочерченные квадрицепсы, римский пресс (рисунок мышц пресса, похожий на римские доспехи), прекрасное сочетание широкой и мощной спины с дельтами и грудными мышцами, в общем отличное мускульное развитие, достойное победы на Олимпии!
Конкурс Мистер Олимпия 1983 — это так же время первого участия в этом турнире Ли Хэйни — одного из выдающихся атлетов в истории бодибилдинга. С самого начала, на Олимпии, этот спортсмен громко заявил о себе, показав всем отлично сбалансированную, массивную и пропорциональную мускулатуру. Конечно, до чемпионских стандартов еще необходимо было работать, но если учесть то, с какой скоростью прогрессировал Ли Хэйни, то никто не сомневался, что при том же упорстве, совсем скоро он сможет победить! Например, престижный турнир Мистер Америка, Хэйни выиграл уже в 19 лет! И в последующем, улучшая свою форму из года в год гигантскими шагами! Поэтому результат Ли Хэйни на Олимпии 83 смотрелся скорее как репетиция перед чем то большим и великим, чем просто как первое участие в этом турнире.
Соревнования Мистер Олимпия 1983 можно отнести к первому году новой эпохи бодибилдинга. Атлеты постепенно начали переходить к новым стандартам, стремясь достигать уже больших мышечных объемов чем раньше. Конечно, симметрия и пропорции так же имели важное значение, но общие размеры мускулатуры постепенно стали занимать более главную роль, и именно это явилось новым горизонтом для развития атлетов в последующие годы.
Мистер Олимпия 1983 часть 1
Мистер Олимпия 1983 часть 2